Загадка водоватовских коней.

Не перевелись резчики
f_chetnov1_.jpg
На память пришло: в начале 80-х ездили мы в Абрамово к одному резчику. Старый блокнот имя его подсказал - Виктор Васильевич Постников. Резчик он был потомственный. Его дед еще в конце XIX века следы своей работы в наличниках, да узорчатых крылечках оставил. Отец Василий Романович Постников этим же ремеслом занимался. Тогда, помнится, говорили, что Виктор отцу в мастерстве не уступает, так «линию родовую и ведет». Отыскали мы старые фотографии Виктора Васильевича. Сколько же ему тогда лет-то было? Жив ли мастер?…
Опоздали, - сказали нам в сельсовете. – Весной его не стало.
Только мы вам имя еще одного резчика назовем – Виктор Алексеевич Четнов. Славится по всей округе. Повидайте, не прогадаете.

И точно, не прогадали. Вышел нам навстречу молодой человек и сразу огорошил:
Это правильно, что резьбой интересуетесь. По мне
деревенский дом без резьбы – барак. Люди должны красиво жить. Хоть резьба и снаружи, а человек чувствует, как она его дом красит. У нас все дома в резьбе. И мастеров резать приглашают и сами пытаются. Села наши резьбой всегда были знамениты.

Удивитесь, если скажем, что по первой и основной специальности Виктор Четнов машинист тепловоза. Работал на железной дороге. Когда работы не стало, даже обрадовался: теперь-то займется делом, к которому его постоянно тянуло. С детства он любил плотничать. Помогал, чем мог, старшим. Топором владел, когда других пацанов родители до острого инструмента еще не допускали. Сберег, не разбазарил, дедовские резцы из крупповской стали с немецкими клеймами. Как знал, что пригодятся. Кажется, с дедовских времен их и не затачивали.
- Может отец точил. А то, еще дедовская острота осталась.
Все резцы, долотца, стамесочки в постоянной работе.
С весны и до осени Виктор Четнов плотник, а зимой получи свое – резчик. В крытом дворе у него маленький теплый закуточек есть – мастерская. Вся зима здесь и проходит.

Вы наших коней-то видели?
- Каких коней?
- Ох, приехали, тоже мне. К нам за конями отовсюду ездят. Недавно из Москвы парень был, все фотографировал. Говорит загадка: откуда у нас резные кони взялись? Для нас они всю жизнь кони, а где-то эту загадку, оказывается, разгадать пытаются.

Как только мы сели в машину и поехали по селу, так кони сами-собой в глаза бросились. Крутой шеей, гривой, подпирали они “зонтики” крылечек. Раскрашенные пестро: от желто - солнечных, до густо-синих, морской глубины, они придавали улице праздничный вид. В других местах эту деталь, держащую на себе крышу крылечка, просто “укосиной” зовут. Где в Абрамове конек, там - наклонный деревянный брус, оттого и “укосина”. А как еще назовешь?
Едем, а Виктор показывает:
Эти вот кони погрубее, тяжеловозы, их “вериганы” режут,
резчики из Веригина. Это вот мои, по старым лекалам делал. А вот водоватовские. У нас говорят, что кони в округе именно оттуда пошли. Они их тонкими, точеными делают. И мне больше такие нравятся, но ведь копировать не будешь. Засмеют. Скажут, мол, голова у самих не варит, так срисовывать начали. Пусть уж у нас абрамовские кони и остаются. И резьба у нас своя, мы ее по старым узорам режем.

Резьба – дело хоть и радостное, но тяжелое. Три дня работы и руки каменеют, чувствительность теряют. Режет-то Виктор по сосновой доске. Никакая другая не годится, липовую взять, так ее вмиг солнце выкоробит, свернет. А сосна жилистая, жилы доску и держат, не дают изгибаться, против них резец с трудом идет. Три дня и отдых рукам.

А вот сейчас, не подумайте, что мы для прикраса это сочинили, уставший от резьбы мастер отъезжает в Москву разрядиться. И разряжается он ни где-нибудь, а в Третьяковской галлерее. А вернее, не разряжается, а заряжается энергией, которая потом у него в дело идет.
- Приезжаю, как новый. – признается Виктор и с небольшим подозрением смотрит на нас: поверим ли?
Поверили. А почему бы и нет? У каждого мастера свои причуды.

Не прижились драконы
Вот ведь как получилось: приехали с резчиком познакомиться, а он загадку о водоватовских конях загадал. Теперь спать не будем, пока не разгадаем. Да и Виктор на прощанье сказал:
- Разгадаете, так дайте знать, самому интересно откуда они появились.
Кони в домовой резьбе – персонаж старинный. С языческих пор они обжили верхотуру дома, которая коньком и зовется. Было у язычников божество Вазима. Это солнце, принявшее облик коня.
В старину пекли из теста коней и угощали ими всех, кому хотели пожелать добра. Игрушку-колесницу держали в доме к урожаю.

Поэта Сергея Есенина поразило:
“Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад, и ни Восток, взятые всместе с Египтом, выдумать этого не могли, хотбь бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно”.

Так какая же тут кроется загадка, если коней мастера - резчики давно к дому приучили.
Оно, конечно, в нашем поиске на этом можно было бы и остановиться, но глодали какие-то сомнения. Присмотритесь, не совсем обычные это кони: длинный язык, грива, словно крылья. Дракон будто бы это летящий, а не конь.
Только поравнялись с первыми избами в Водоватове, замелькали крылечки – точно дракон. И не язык у него это вовсе, а пламя, и не грива, а так и есть – крылья. Грозен он в своем деревянном обличье, дом верно стережет, не подступись.
Не упомнится, чтобы такой персонаж в деревянной резьбе был.
Позже нашли мы его в одном из журналов. С юга он, в городе Ельце Липецкой области замечен. А туда может быть с новыми веяниями попал.
В конце XIX века появились архитекторы, которые использовали элементы украшения сельских изб в пригородных и дачных постройках. Под Москвой, в Петербурге и маленьких провинциальных городах появились почти сказочные домики-пряники. Но одних русалок и львов архитекторам в резьбе показалось мало. Они рекомендовали сажать на крыши и крылечки разных чудищ: драконов, летучих мышей, химер. Мода такая пошла.

Говорят водоватовских артельных плотников можно было в приволжье и в приуралье встретить, даже до Сибири они доходили. «Был бы топор да мох – нам не ох…»
Может и в Елец заглядывали. Увидели там драконов и в Водоватово привезли. Только не долго был люб им этот зверь. Если вдоль центральной улицы села пройти, так можно увидеть, как огнедышащие драконы в коней превращались. Мы вам это на фотографиях показываем. Не прижились драконы в Водоватове. Быстрой, однако, разгадка оказалась, Будем считать, что и правильной. По другому-то ее пока никто не толкует.
А под конец нашего путешествия расскажем вам старую бывальщину.

Однажды поехал водоватовец к давнему дружку погостить, а тот в городе жил. Приехал, спрашивает о земляке – никто о нем знать не знает. Не отчаялся водоватовец, перестал прохожих останавливать, начал на ворота, на калитки, на крылечки смотреть. Не скоро, но отыскался дружок. Кони на крыльце его выдали. Обрадовался мужик, стал стучать кнутовищем. И точно: вот он, землячок, в дверном проеме стоит и широко улыбается – милости просим!…

Вячеслав ФЕДОРОВ
Фото Николая МОШКОВА
Арзамас – села Выездное – Веригино - Абрамово – Водоватово.

А загадку про водоватовских коней загадал нам плотник и резчик Виктор Алексеевич Четнов.

Вот как драконы превращались в Водоватове в коней.

f_chetnov_.jpg

f_chetnov2_.jpg

f_chetnov3_.jpg

f_chetnov4_.jpg

f_chetnov5_.jpg

f_chetnov6_.jpg