Предприятие НХП Фабрика "Городецкая роспись". г. Городец

Промыслы

gorod_rospis_viz.png "Городецкая роспись"
фабрика



ООО «ФАБРИКА «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Промысел: городецкая роспись

Городецкая роспись по дереву – уникальное явление русской национальной культуры, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. Жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры выполняются свободным кистевым мазком с белой и чёрной графической обводкой. На промысел оказали существенное влияние корабельная, домовая и бытовая резьба, городецкий иконописный промысел.
Сегодня традиции народного художественного промысла сохраняют и развивают мастера ООО «Фабрика Городецкая роспись».

ИСТОРИЯ предприятия:
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Развитие промысла имело четыре этапа: резные донца, резные с инкрустацией мореным дубом, резные и крашенные и наконец, донца с росписью. Донце – часть прялки, на которой сидела пряха – служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна. Оно делалось из широкой доски, плавно сужающейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи. Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому мастера уделяли особое внимание украшению донец резьбой и росписью.
Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е гг., когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу ХХ в. промысел пришел в упадок. Впоследствии сюжеты и тип росписей, ранее применявшийся только для донец прялок, стали использоваться для украшения различных предметов домашней утвари и даже мебели.
Возрождение городецкой росписи связано с именем художника И.И. Овешкова: в деревне Косково в 1935 г. была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. На основе коллективной мастерской была создана артель «Стахановец».
Работа по возрождению городецкой росписи продолжилась в середине 1950-х гг. Аристархом Коноваловым при активном участии Института художественной промышленности, который разработал ассортимент детской мебели.
В 1960 году артель преобразуется в фабрику, в 1965 г. – фабрика «Городецкая роспись». В 1980-е начинается возрождение городецкой сюжетной росписи.

Технология:
На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.
Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.
Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Раньше роспись исполнялась клеевыми красками, иногда масляными, а сегодня – темперой, по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Изображение наносится кистью, без предварительного рисунка. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Основные мотивы росписи: изображения людей, коней, птиц, цветов.
Роспись ведется в несколько этапов клеевыми красками по доске, также загрунтованной краской на клею. Первый этап – «подмалевок»: намечается основной сюжет композиции, вырисовываются основные цветовые пятна. Второй этап – белилами прописываются места под изображения лиц людей и кистей рук. Третий этап – «оттенёвка»: более темным цветом наносятся мазки на цветы, выделяются тычинки, прописываются прожилки листочков. Последний этап – «разживка» выполняется черным или белым цветом, окончательно завершая композицию. Просушенное изделие покрывается олифой.

Изделия:
Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву: токарные изделия (вазы, шкатулки, поставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, штофы, погремушки, яйца, конфетницы, бочата, игрушки токарные и др.); столярные изделия (хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, бары, полочки, игрушки топорные и др.).
На фабрике возрождена технология старинной иконописи XIV-XV в.в. с соблюдением всех церковных канонов: иконы пишутся на липовой доске, на камне.

Музей:
На фабрике имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла, увидеть уникальные произведения мастеров.
Предприятие награждено многократно грамотами, дипломами районных, областных, Всероссийских выставок и конкурсов. Работы городецких мастеров участвовали во Всероссийских и Международных выставках в Германии, Чехословакии, Венгрии, Канаде, Турции, Испании, Болгарии, Франции.
Авторские работы городецких художников приобретают коллекционеры России и других стран, музеи декоративно-прикладного, народного искусства.

В 1985 году шесть художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Лауреаты Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

  • Мастер, гл. художник предприятия более 30 лет КОНОВАЛОВ Аристарх Евстафьевич (28.04.1920 - 3.12.1993)
  • Мастер БЕСПАЛОВА Лилия Федоровна
  • Мастер КАСАТОВА Фаина Никифоровна
  • Мастер КУБАТКИНА Лидия Александровна
  • Мастер СОКОЛОВА Александра Васильевна

  • Главный художник предприятияПриваловская Наталья Семёновна - заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области(звание присвоено в 2013 г.)


    В серии «Народные художественные промыслы Нижегородской области. Драгоценное наследие Нижегородского края» издан АЛЬБОМ:«ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
    kat_gor.jpg

    Контакты: ООО «ФАБРИКА «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
    606504, Нижегородская область, г. Городец, ул. Набережная, д.61
    Телефон: +7 (831-61) 9-71-18, 9-85-37 Факс: (831-61) 9-85-53