Доклад "Статус пары коклюшек в коклюшечном кружеве". XVIII Международная научно-практическая конференция в Санкт-Петербурге.

ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (ИНСТИТУТ) С.-ПЕТЕРБУРГ
XVIII Международная научно-практическая конференция “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития” 2012 год.

Г. В. Муравьева «Статус пары коклюшек в коклюшечном кружеве»

Доклад посвящается 100-летию Балахнинской кружевной школы.

В докладе рассматривается классификация видов переплетений коклюшечного кружева, их свойства и принципы построения.


G. Muravyeva

«Status of the couple in the bobbin lace bobbins»

The report deals with the classification of types of bobbin lace stitches, their properties and design principles.

Key words: lace, bobbin, elements.


Любое пособие по кружеву начинается с того, что описывается технология плетения основных (плетешок, полотнянка, сетка, насновка) и дополнительных (паучок, отвивная петелька, скань) элементов. При плетении коклюшечного кружева используется два технологических приёма: перевить, сплести. Пара коклюшек упоминается всегда лишь в контексте того, что в плетении нити идут парами.

Мне бы хотелось предложить повысить статус пары коклюшек до уровня первичного элемента. И тем самым ввести пару коклюшек на уровень элементов.

Тогда у нас появятся три вида элементов плетения: первичный, основные, дополнительные.

С учетом этого картина классификации различных переплетений станет выглядеть следующим образом:

1. первичный элемент является базой для основных и дополнительных элементов;

2. первичный элемент является базой для различных переплетений без использования основных и дополнительных элементов.

3. все три вида элементов являются базой для различных устойчивых видов переплетений.

Рассмотрим каждую группу видов переплетений отдельно.

1. Основные и дополнительные элементы.

В процессе развития кружевоплетения сначала были разработаны основные элементы: плетешок, насновка, затем полотнянка и сетка [4, стр. 58]. Дополнительные элементы появились значительно позднее. Но не только этим различаются две группы элементов. Каждый из основных элементов можно плести самостоятельно. Для плетения дополнительных элементов необходимо наличие какой-либо заплетенной базы.

В 2010 году в своем докладе я предложила внести в группу дополнительных элементов элемент «ягодка». Он был разработан в Балахне для плетения двухбулавной решетки. Ягодка плетется не с одной булавкой в центре, как у паучка, а с двумя - между первой и второй и между третьей и четвёртой парами. Далее булавки заплетаются и затем вторая и третья пары сплетаются между собой. Благодаря этому элемент стал более полновесным и округлым, чем паучок. Его можно применять в любом плетении вместо паучка для украшения кружева.[2]

Сейчас мне хотелось бы предложить внести в группу дополнительных элементов еще одно устойчивое кружевное переплетение, которое все знают как «павлинка». Как и у паучка, у павлинки много разновидностей. Но все они строятся на сочетании долевых и ходовой пары, результатом которого становится веерообразное образование.

2. Переплетения без использования основных и дополнительных элементов.

Рассмотрим эту группу на примере решеток, при плетении которых используется только один первичный элемент (пара коклюшек).

Для заполнения фона при плетении кружевных изделий были разработаны различные решетки: простая решетка в различных модификациях, московская, квадратная и тд. Я применяю современные названия решеток, удобные для русских кружевниц.

Простая решетка (в ползаплета, в полный заплет, тюлевая) представляет собой изображение двухмерного пространства, соответствующее плоскому кружеву. Её изменчивость в плане размера ячеек и наклона стенок ячеек за счет использования разного количества заплетов в узлах способствует широте применения этой решетки. Простая решетка не имеет художественной ценности и тем самым прекрасно подходит в качестве фона в изделиях со сложными натуралистичными композициями. Шенер отнес тюлевую решетку к основным элементам [4, стр. 58].

Московская решетка, более сложная, имеет уже три оси и является изображением трехмерного пространства на плоскости. Как и у простой решетки, у московской разработано много разновидностей, отличающихся размером ячеек и углами наклона.

Необычность квадратной решетки, основанная на ритмическом чередовании заполненных и свободных квадратов, украшает кружевные изделия. Известно много разновидностей квадратной решетки: девичья, камфорная, фламандская. Они различаются использованием ползаплётов и полных заплётов в узлах плетения и размерами.[3, стр. 333]

Эти и другие решетки, при плетении которых используется только первичный элемент (пара коклюшек), имеют специфическое свойство: воздушность. Сочетание ее с более плотным орнаментом придаёт особое очарование кружевным изделиям. Поэтому они широко применялись и применяются до сих пор.

3. Переплетения с использованием первичного, основных и дополнительных элементов.

В коклюшечном кружеве есть две устойчивые группы переплетений, которые используются в композициях кружевных изделий. Речь идет о решетках и краях.

В прошлом году в своем докладе я озвучила классификацию краев многопарного кружева. Было предложено разделить все виды краев изделий на нулевые, простые и сложные.

Нулевым краем можно назвать такой край изделия, который состоит из элементов орнамента. При плетении простого края использован один из основных элементов - плетешок, полотнянка, сетка или насновка. К сложным можно отнести любой край, в композиции которого использовано два и более элементов. [1]

Подобное деление на группы можно отнести и к решеткам. Естественно, что будет отсутствовать нулевая группа, так как решетка является фоном для орнамента.

К простым решеткам можно отнести все решетки, которые плетутся с использованием первичного элемента (пары коклюшек) или одного основного элемента. Некоторые из них мы только что разбирали. В настоящее время таких решеток разработано великое множество. За рубежом вышло несколько книг, посвященных их описанию. Для сравнения: у Шенера «к простейшим можно отнести те виды сетки, где нити после сплетения соединяются лишь несколькими ползаплетами или полными заплетами»[4, стр. 63].

К простым решеткам можно отнести также жемчужную решетку, которая плетется с помощью основного элемента – сетки. Своеобразная рыхлая структура жемчужной решетки, крупные отверстия и отсутствие плотных элементов выделяют её на фоне других решеток. [3, стр. 333]

К сложным решеткам можно отнести все решетки, которые плетутся с использованием двух и более элементов. Например: решетка Мушка – первичные элемент (пара коклюшек) и паучок, решетка Рыбка – первичный элемент, сетка и паучок, клюневая решетка – плетешок, насновка, сетка, отвивная петелька.

Сложные решетки имеют более высокую художественную ценность, чем простые решетки. Чередование плотных и свободных участков плетения; контраст плотных форм с большими просветами а также использование в одном изделии нескольких видов решеток, создающее особый эффект игры светотени, очень украшают кружевные изделия.

Мы рассмотрели группы переплетений, сформированные по принципу использования в качестве базы всех элементов. И основой этой классификации служит закрепление за парой коклюшек статуса первичного элемента.

Даная классификация позволяет не только упорядочить уже известные и описанные переплетения, но и заниматься изучением и описанием кружевных изделий и переплетений еще не изученных центров. А может быть кто то станет автором новых дополнительных элементов, решеток или краев.

Использованная литература:

1. Муравьева Г. В. Доклад «Классификация краёв изделий коклюшечного многопарного кружева» XVII Международная научно-практическая конференция “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития” 2011 год. http://www.master-raduga.nnov.ru/lina_doklad

2. Муравьева Г. В. Доклад «Новый элемент коклюшечного кружева. » XVI Международная научно-практическая конференция “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития” 2010 год. http://www.master-raduga.nnov.ru/lina_doklad2010

3. Муравьева Г. В. Доклад «Сравнительный анализ решеток балахнинского многопарного и европейского кружева» Материалы XV Международной научно-практической конференции “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития”, том I, стр. 331-335, Санкт-Петербург, 2009. http://www.koklkru.ru/public/74

4. Шенер Ф. «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления», Москва, Легпромиздат, 1990.