Мастер Л.Ф. Беспалова с С.П. Чуяновым на открытии выставки "Городецкие диковины"

Мастер Л.Ф. Беспалова с С.П. Чуяновым на открытии выставки "Городецкие диковины"

Лилия Федоровна Беспалова - мастер городецкой росписи.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985г.)
Член Союза художников России (1990г.)
Заслуженный художник РФ (1997г.)

Из книги С.П. Чуянова "Городецкая роспись" :
lit_fond_nxp9.jpg "Лиля училась в Семенове. И хотя Коновалов, как она говорила, ставил ей одни "пятерки", она понимала, что не все ей сразу дается. Не сразу получились розы. Она писала и писала их о ночам, пока не добилась своего, пока не стали они по-настоящему красивыми, настоящими городецкими розами.
А потом начала работать в Курцеве. Брали они с подругами стульчики, шпатлевали их, красили и приступали к росписи. Она все время норовила внести в рисунок что-то свое. То петуха нарисует, то какой-то элемент декора.
Коновалов не ограничивал такую инициативу. Говорил: рисунок вот такой-то, но делай его по-своему. Мудро говорил.
А вот как вспоминал о мастерице сам Коновалов: "У Лилии Федоровны задатки настоящего таланта. К основной экспозиции она всегда добавляла свои элементы, но тоже в традициях городецкой росписи. Ее отличает свобода кистевого письма, она не придерживается трафарета..."
В Слободу, на головное предприятие фабрики "Городецкая роспись" Лиля приехала в 1965 году. Пришла она в столярный цех. Сначала она была в цехе единственной художницей, а потом появились будущие ведущие мастера: Столесникова, Черткова, Соколова, Муравьева... "Нас стало семь человек, - вспоминает Лилия Федоровна. - Отделили от столярного цеха, отгородили "закуточек" и сказали: "Делайте, что хотите". Токарные работы для них выполнял один мастер. Поначалу расписывали два вида поставков, полочку. Понемногу начали писать и дощечки.
Позже, в 90-е годы, на фабрике "Городецкая роспись" уже занимались росписью около ста мастериц.

Она все время в творческом поиске. Ближе ей темы из народной жизни, в том числе и "чаепития" - то ли наш русский ритуал, то ли - минуты отдыха и душевной беседы.

В исканиях своих она больше идет от формы будущего произведения. Вот придумала форму сундучка-ларца, а потом начинает фантазировать сюжеты, композиции...

Самые любимые ее формы - сундучки, тарелки и панно.

Как художник, мастер, незаурядная творческая личность она часто размышляет над проблемами развития ремесла, над его будущим, утратами и уроками поисков, находками, прокладывающими путь к новому, неизвестному, но захватывающему своей неразгаданностью и возможностями."