"Что же такое искусство?"

Спросите у ста человек: "Что такое искусство?". Скорее всего, художник ответит: живопись, графика, скульптура. Искусствовед, пожалуй, вспомнит архитектуру, икону, мозаику, фреску, витраж. Творец-самоучка сострит: это то, что я делаю. Обыватель скажет: всё, что красиво, например, рисунки моих детей!

И почти никто не вспомнит о декоративно-прикладных видах искусства - кузнечном деле, мебели, керамике, стекле, украшениях, костюме, головных уборах, книжном и плакатном дизайне и ещё о десятках отраслей художественного творчества. Зайдите в музеи, созданные в царских резиденциях, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, Большой Кремлёвский дворец или музей Останкино в Первопрестольной. Или в любой местный музей-усадьбу. В таких "дворянских гнёздах", помимо самого архитектурного сооружения, к искусству относится любой предмет - дверная ручка, берясь за которую человек входит в музей, наборный паркет из ценных пород дерева, по которому зритель скользит в стремлении утолить жажду прекрасного, светильники и люстры, освещающие путь к познанию нового, резные кресла и стьулья, обтянутые дорогими тканями, столы с уникальными рисунками столешниц в технике маркетри, зеркала, в которых отражается и преумножается убранство, даже рамы, в которые оформлены картины. А ведь зритель именно эти картины называет произведениями искусства и созерцает именно холсты, даже не замечая, что прошёл мимо замечательных памятников эпохи, бесценных экспонатов, не снабженных этикетками. И даже в музеях редко кто подходит к витринам с мелкими предметами - лаковыми шкатулками с миниатюрной росписью, эмалевыми медальонами, драгоценными ювелирными украшениями. И мало кто поднимает голову, чтобы восхититься расписными плафонами потолков или кессонами сводов. Но почему же люди не хотят заметить прекрасные предметы, окружающие их повседневно? Они мечтают увидеть Лувр, Национальную галерею в Лондоне, Алмазный фонд в Москве и зачастую не осознают, что роскошные кованные решетки моста, по которому они каждый день ходят, мозаики над входом в церковь на соседней улице, каменная резьба фасада ротонды в сквере не менее прекрасны, чем другие, внесённые в каталоги музеев станковые произведения.

Когда "настоящие художники" - живописцы, графики, скульпторы - берут в руки журнал "ДЕКО", лениво перелистывая его страницы, они авторитетно заявляют: ну, это не искусство, это так... баловство для домохозяек... Выходит, великие творцы - Миикелянжело, Рафаэль, Рене Лалик, братья Васнецовы, Карл Фаберже и тысячи других, создававших свои творенря для жизни: интерьеры и предметы убранства, царские троны, украшения, костюмы, тоже были скучающими домохозяйками, которые от нечего делать занимались "рукоделием", которое на самом деле называют декоративно-прикладным искусством? В Древней Греции - колыбели цивилизации, в культуре которой уже более двух тысяч лет создатели произведений черпают вдохновение не было разделения на художника и мастера. Эти двое всегда соединялись в одном человеке. Сейчас же профессионалы презрительно называют ремесленником того, кто делает добротно, но скучно. А обыватели величают творческой личностью каждого, кто делает немудрённые безделушки-побрякушки, причём только потому, что сами не умеют и этого. А истинный художник способен и придумать, и сделать на высоком ремесленном уровне так, что коллеги удивятся мастерству, касается ли это лоскутной мозаики, керамической вазы или живописного полотна.

Так что же такое искусство?

Главный редактор журнала "ДЕКО"
Наталья Молодцова.

журнал "DEKO" № 3 2009 год

Статья опубликована с любезного разрешения автора.