Публикация в "Российской газете": "В матрешке прячется подделка".


Статья от 20.11.12
из статьи:
На этой неделе Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект, в котором дается четкое определение, что такое изделие народного художественного промысла (НХП), и разъясняется статус местности, где они исторически сложились. Все, что не отвечает критериям изделия НХП и произведено в иной местности, не считается уникальным произведением промысла, а, стало быть, не имеет право на льготы, предусмотренные правительством. ( поправки к закону о НХП приняты Госдумой 11.12.12)

Зачем понадобился этот законопроект? Авторы полагают, что он крайне необходим, потому что на рынке появилось множество дешевых подделок под изделия традиционных промыслов. Прилавки сувенирных лавок ломятся от безродных матрешек, изготовленных поточным способом, фальшивой "хохломы", поддельного "палеха", псевдогжели. Под брендом всемирно известного оренбургского пухового платка нечистоплотные бизнесмены развернули производство и продажу платков из крашеной шерсти. Им безразлично то, что оренбургские платки должны быть белоснежно-белыми или серыми. В результате доверие и интерес к этому виду промыслов в мире теряется. Аналогичным образом, в селе Палех, знаменитом своей лаковой миниатюрой, предприятия стали добавлять больше золотой краски, ведь так "побогаче и поярче" будет.

...

И такая же история происходит практически со всеми видами промысла. Это дискредитирует изделия российских промыслов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также необоснованно расширяет сферу применения предоставленных им налоговых льгот. Понимая это, государство содействует сохранению и развитию этой отрасли производства в рыночных условиях. Россия - одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить особенности развития промыслов.

Производством изделий НХП у нас занимается 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Федерации.

....

Своевременные действия государства, направленные на поддержку отрасли, позволили компенсировать наметившийся в 2009 году спад производства. Но сейчас наметилась вторая волна спада.

При этом наблюдаются глубокие диспропорции в распределении производства по регионам России. Так, наибольший объем производства изделий народных художественных промыслов приходится на Центральный федеральный округ (около 40%), из которых более половины выпускается предприятиями Московской области.

Сегодня существует 15 видов традиционных художественных промыслов. При этом основной - это художественная обработка дерева, на долю которой приходится более 60% от общего объема продукции. Одна из особенностей отрасли, которая одновременно сдерживает ее развитие, - ориентированность на преимущественно внутренний рынок. Традиционные сувениры реализуются в основном в крупных городах и областных центрах, на туристических маршрутах.

Доля экспорта в общем объеме продукции незначительна и составляет менее 3%. На экспорт поставляются в основном всемирно известные бренды - павловопосадские платки, северная чернь, "хохлома" и "гжель". Предприятие "Хохломская роспись" даже открыло торговое представительство в центре Вены.

По словам автора проекта Владислава Баранова, на базе этого представительства все регионы России получат возможность организовывать выставки-продажи своих народно-художественных промыслов и представлять фольклорные коллективы.

Нельзя сказать, что НХП у нас процветают, но государство многое делает для их сохранения. Минпромторг разработал ряд важных документов, определяющих развитие отрасли в период до 2015 года. В первую очередь это, конечно, Концепция государственной поддержки организаций НХП на период до 2015 года, которая успешно реализуется. Меры государственной поддержки предусматривают субсидии на производство и реализацию товара, освобождение от НДС, снижение ставки отчислений в Пенсионный фонд для организаций НХП на 6%, защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права на произведения декоративно-прикладного искусства, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, применение упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Регионы также поддерживают свои промыслы. Они освобождают их от уплаты земельного налога, предоставляют льготы по налогам на имущество и на прибыль. В 33 субъектах РФ приняты законы, предусматривающие меры поддержки НХП, в 35 субъектах созданы туристические маршруты с посещением мест традиционного бытования НХП, предприятий и мастер-классов.

Однако, как считает председатель правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадий Дрожжин, несмотря на эти меры продолжается стабильное падение объемов производства, сокращение численности мастеров и художников, старение творческих коллективов. Прерывается преемственность художественного мастерства поколений. Повышение стоимости энергоресурсов, увеличение стоимости сырья и материалов привели к тому, что в прошлом году объем производства изделий промыслов снизился более чем на 10%.


В статье приводятся цифры - "Виды народных художественных промыслов, в %

Художественная обработка дерева - 61%
Прозводство изделий из стекла - 7.4%
Художественная обработка металлов - 7%
Производство художественной керамики - 6.9%
Производство строчевышитых изделий - 5%
Прочие - 12.7%