Проект. ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО РАЗВИТИЮ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллеги! Представляю Вашему вниманию дорожную карту "Развитие ремесленничества в Российской Федерации", подготовленную рабочей группой.
Ее обсуждение должно пройти до сентября-октября 2013 г.
В конце осени, после утверждения правительством РФ, она может стать самым главным программным документом для всего ремесленного сообщества России.
Смотрите, критикуйте, предлагайте!


Пояснительная записка

Во многих странах ремесленная деятельность является легитимным видом предпринимательской деятельности, а само понятие широко используется в хозяйственно-правовом обороте. Этой терминологией оперируют также ООН, ЕС и ВТО. Ремесленными предприятиями называют малые бизнес-структуры (в том числе индивидуальных предпринимателей), которые обеспечивают население товарами или услугами по индивидуальным заказам, предназначение которых от создания комфортной среды проживания до изменения внешнего облика человека. К ремесленным профессиям относятся, например, профессии столяра, маляра-дизайнера, кровельщика, ювелира, портного, автомеханика, парикмахера, фотографа и многие другие.

В законодательном поле Российской Федерации данное бизнес-явление до сих пор не определено. Современный ремесленник – это работник нового типа, деятельность которого существенно отличаются от деятельности рабочего промышленного производства. Ремесленник должен быть не только рабочим высокой квалификации, но и технологом, способным спроектировать трудовой процесс, а также организатором бизнеса, умеющим работать с клиентами, ценящим и уважающим свою профессию и себя в ней. Ввиду столь существенных отличий деятельности, ремесленнику требуется и особое профессиональное образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам подготовки от существующего образования промышленных рабочих.

Таким образом, ключевая идея дорожной карты заключается в расширение возможностей для социальной и профессиональной мобильности молодежи за счет легитимации «ремесленного сектора» экономики и появления на рынке профессионального образования и рынке труда новых современных ремесленных профессий.

Миссия участников реализации дорожной карты – способствовать духовно-нравственному возрождению России, опираясь на воспроизводство социально-ответственного типа работника и человека.

Целевые индикаторы дорожной карты направлены на институциализацию современных видов ремесленной деятельности и необходимую для нее подготовку кадров. В настоящее время, по оценке Ремесленной палаты России, ремесленными видами деятельности занято около 5 млн. человек.

Реализация проекта предполагает создание соответствующей законодательной основы для ремесленной сферы: установления перечня видов ремесленной деятельности, разработки профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям, принятия федерального закона о ремесленной деятельности и ряда других шагов.

Основные мероприятия дорожной карты


2014 год

Проблема
В России отсутствует нормативно-правовая база для эффективного развития ремесленного сектора экономики в условиях вхождения страны в ВТО


Возможное решение (шаги)
1. Разработать обоснование целесообразности введения на федеральном уровне перечня видов ремесленной деятельности и создания ремесленной инфраструктуры.

2. Принять поправку в ст. 23 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:
а) наделяющую правом разработки и утверждения перечня видов ремесленной деятельности федеральные органы государственной власти;
б) легитимизирующую понятия «ремесленная деятельность», «ремесленная палата», «ремесленный реестр»

Исполнители
Основной:Минпромторг России
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минтруд России, Минрегион России, Минкультуры России, Минфин России, Минюст России
С привлечением: Ремесленной палаты России, АСИ, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Возможное решение (шаги)
1. Сформировать на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) межотраслевую группу видов экономической деятельности под названием «Ремесленная деятельность».

2. Утвердить постановлением Правительства перечень видов ремесленной деятельности в Российской Федерации

Исполнители
Основной:Минтруд России
Соисполнители: Минпромторг России, Минрегион России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России
С привлечением: Ремесленной палаты России, АСИ, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат

Начат процесс институциализации ремесленной деятельности в Российской Федерации. Создана правовая основа для принятия профессионального стандарта «Ремесленная деятельность (по отраслям)»


Проблема
В половине субъектов Российской Федерации нет основного звена ремесленной инфраструктуры - ремесленных палат. Существующие региональные ремесленные палаты функционируют на различной организационно-правовой и финансово-хозяйственной основе


Возможное решение (шаги)
1. Разработать и принять Положение о Ремесленной палате России и типовое положение о Ремесленной палате субъекта Российской Федерации

Исполнители
Основной:Минпромторг России
Соисполнители: Ремесленная палата России
С привлечением: профессиональных сообществ


Возможное решение (шаги)
1. Привлечь органы власти субъектов Российской Федерации к процессу организации и становления ремесленных палат и иной ремесленной инфраструктуры в субъекте РФ

Исполнители
Основной:Минрегион России
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минкультуры России, Минфин России, Минпромторг России
С привлечением: заинтересованных региональных органов исполнительной власти, Ремесленной палаты России и региональных ремесленных палат, профессиональных сообществ


Результат
Во всех субъектах Российской Федерации к 2016 г. будут созданы ремесленные палаты


Проблема
В российских СМИ недостаточно информации из сферы ремесленной деятельности, слабо развиты профессиональные контакты между участниками ремесленной деятельности


Возможное решение (шаги)
1. Создать общероссийский информационный интернет-портал для участников ремесленной деятельности.

2. Начать выпуск общероссийского общественно-профессионального интернет-журнала для участников ремесленной деятельности

Исполнители
Основной:Минпромторг России
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минрегион России, Минкультуры России
С привлечением: объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат
Выработка коммуникативной стратегии и наполнение медийного пространства актуальной информацией из сферы ремесленничества, укрепление профессиональных связей между участниками ремесленной деятельности


2015 год

Проблема
Недостаточное внимание органов власти, общественности, институтов развития к проблемам ремесленной отрасли и необходимость консолидировать их усилия и возможности


Возможное решение (шаги)
1. Объявить 2015 год – годом Ремесла. Массовое проведение по всей стране ярмарок, фестивалей, выставок, конкурсов, награждение лучших ремесленников страны государственными наградами.

2. Начать проведение ежегодного общероссийского конкурса «Ремесленник России».

3. Провести первый общероссийский форум представителей ремесленной сферы для обсуждения актуальных проблем отрасли.

4. Создать систему информационного обеспечения производителей ремесленных товаров и услуг о рынках (в том числе международных) сбыта продукции, рынках сырья и материалов.

5. Разрабатывать региональные и муниципальные программы поддержки развития ремесленных видов деятельности

Исполнители
Основной: Минпромторг Росси
Соисполнители: Минрегион России, Минтруд России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфин России, Минкультуры России
С привлечением: заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, Ремесленной палаты России и региональных ремесленных палат, АСИ, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат
1. Создано общероссийское профессиональное движение участников ремесленной деятельности.
2-3. Укрепился авторитет ремесленного сектора экономики.
4. Создан инструмент повышающий конкурентоспособность ремесленного сектора экономики.
5. Начат процесс разработки государственной стратегии развития российского ремесленничества


Проблема
Отсутствуют нормативные квалификационные требования к работникам ремесленных видов деятельности


Возможное решение (шаги)
1. Разработать и принять профессиональный стандарт «Ремесленная деятельность (по отраслям)»

Исполнители
Основной: Минтруд России
Соисполнители:Минэкономразвития России, Минюст России
С привлечением: Ремесленной палаты России, АСИ, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат
Создана правовая основа для разработки образовательного стандарта «Ремесленная деятельность (по отраслям)»


2016 год

Проблема
Отсутствует нормативная база для подготовки работников для ремесленных видов деятельности


Возможное решение (шаги)
1. Внести дополнения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования реализации образовательных программ в области ремесленного образования

***
1. Дополнить перечень профессий НПО и перечень специальностей СПО группой профессий и специальностей «Ремесленная деятельность (по отраслям)».

2. Разработать и принять образовательный стандарт НПО «Ремесленная деятельность (по отраслям)».

3. Разработать и принять образовательный стандарт СПО «Ремесленная деятельность (по отраслям)»

Исполнители
Основной: Минобрнауки России
Соисполнители: Минтруд России, Минюст России
С привлечением: Ремесленной палаты России, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат
Создана нормативно-правовая база для развертывания подготовки кадров для предприятий ремесленного профиля в системе профессионального и дополнительного образования, а также в форме индивидуальной подготовки у мастеров-ремесленников.


Проблема
Отсутствует система признания и учета квалификации участников ремесленной деятельности


Возможное решение (шаги)
1. Создать при ремесленных палатах субъектов Российской Федерации государственно-общественные сертификационные центры по ремесленным профессиям.

2. Сформировать общероссийский и региональные реестры субъектов ремесленной деятельности

Исполнители
Основной: Минтруд России
Соисполнители: Минрегион России, Минпромторг России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России,
С привлечением: Ремесленной палаты России и региональных ремесленных палат, АСИ, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат
Создана система признания и учета квалификации участников ремесленной деятельности


2017 год

Проблема
Отсутствуют высший законодательный акт, регулирующий ремесленную деятельность в стране и система государственно-общественного признания заслуг участников ремесленной деятельности


Возможное решение (шаги)
1. Разработать и принять Федеральный закон «О развитии ремесленной деятельности в Российской Федерации»

2. Ввести для сферы ремесленничества отраслевые награды и почетное звание «Заслуженный ремесленник России»

Исполнители
Основной: Минпромторг России
Соисполнители: Минрегион России, Минобрнауки России, Минтруд России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России
С привлечением: Ремесленной палаты России и региональных ремесленных палат, АСИ, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат
Завершено создание институциональной основы для развития ремесленных видов деятельности и системы государственно-общественного признания заслуг участников ремесленной деятельности


2018 год

Проблема
Отсутствует государственная долгосрочная программа поддержки и развития ремесленной отрасли


Возможное решение (шаги)

Разработать и принять федеральную целевую программу «Российское ремесленничество»

Исполнители
Основной: Минпромторг России
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, Минобрнауки России, Минрегион России, Минтруд России, Минкультуры России
С привлечением: Ремесленной палаты России, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, АСИ, объединений работодателей, профессиональных сообществ


Результат
Ремесленная отрасль получила необходимую программную основу для устойчивого развития



К 2020 г. будет создана современная, эффективная и саморазвивающаяся отрасль, обеспечивающая решение важных социальных и экономических задач. Целевые индикаторы дорожной карты к 2020 г.:

1​ Количество занятых (в т.ч. самозанятых) в отрасли – 7,5-8 млн. чел, из них 75-80% занято на высокопроизводительных рабочих местах.

2​ Доля ремесленной отрасли в ВВП страны – 13-15%.

3​ Количество прошедших все формы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации по ремесленным профессиям – 3,5-4 млн. чел.

4​ Доля трудоустроенных (включая самозанятость) по специальности по окончании отраслевых учебных заведений – 65-70%


Если у Вас есть предложения - критика - мнения -
контакт efanov.prof СОБАКА mail.ru

При любом ( полном или частичном) использовании материала ссылка на публикацию обязательна.