Всероссийское Совещание в Семенове. Интервью со Стешовым Сергеем Владимировичем

19 ноября в г. Семенов Нижегородской области состоялось Всероссийское Совещание по вопросам развития народных художественных промыслов России.

О Совещании и его итогах - Интервью c участником Совещания Стешовым Сергеем Владимировичем, директором департамента поддержки предпринимательских структур Торгово-Промышленной Палаты Нижегородской области (интервью от 12 декабря, Нижний Новгород)


Специально для "Радуги"

- Чем знаменательно прошедшее Совещание?

С.В. Одной, на мой взгляд, очень показательной и важной вещью. Эта вещь называется то, что на народные художественные промыслы, наконец-то, обратило свое внимание Правительство Российской Федерации. До этого момента в Правительстве Российской Федерации не было структуры, которая отвечала бы за сохранение, развитие и продвижение народных художественных промыслов. Такой структуры не было вообще! Поскольку в Нижегородской области очень здорово развиты народные художественные промыслы, и они находятся все не в слишком хорошем состоянии, поэтому, когда в Нижегородской области инициировала какие-то вещи, связанные с промыслами, они уходили в небеса. Потому что этим никто не занимался.
И, наконец, во многом, именно в связи с позицией Палаты (ТПП Нижегородской области) ситуация немножечко начинает меняться. Я осторожно говорю.
Во-первых, саму отрасль народные художественные промыслы передали Министерству промышленности и торговли.
Определили сектор, которым этим занимается. Хотя мы прекрасно понимаем одну вещь – в промышленности, которой занимается Министерство, народные художественные промыслы занимают 1 миллионную процента. И с этой, промышленной точки зрения, никакого интереса для Минпромторга народные художественные промыслы не представляет. Оно представляет интерес для чего? – Это определенный бренд России. Потому, что это необходимо поддерживать как своеобразие России, это говорит о характере российского человека – не случайно это интересно иностранцам.

Почему надо поддерживать народные художественные промыслы?
По двум причинам.
Все народные художественные промыслы, без исключения, рождались как исключительно полезная в хозяйстве вещь. Они все имели утилитарное значение. А сейчас они практически его не имеют. Если раньше наличие этих вещей было жизненно необходимо для человека, то сейчас это может быть элементом украшения, это нравится, это красиво, это – память о каком-то событии. То есть изменился характер «для чего», соответственно это стали меньше покупать в России.
В России спрос упал на народные художественные промыслы. Надо это понимать. Зато он, безусловно, вырос в связи с тем, что вырос туристический поток. И главная задача промыслов и Палаты, в том числе, сделать так, чтобы промыслы дошли до целевой аудитории, до туристов.

Что еще важно. Мы сейчас много говорили об экономике. Повышение производительности труда, внедрение нового оборудования, где исключается «человеческий фактор» и т.д. и т.п. Но это в корне не подходит народным художественным промыслам. Как только мы ставим какой-то автомат, который будет делать те же самые вещи, это перестаем быть народные художественные промыслы. Это начнется некая «штуковинка», которая никому не будет интересна – она такая же, как везде.
Меня поразила одна цифра, я недавно был на предприятии «Хохломской росписи». 1 чашечка при правильном ее изготовлении проходи технологический цикл 58 дней! Поэтому вдвойне страшно и неприятно, что народные художественные промыслы стали источником контрафакта.
Люди, которые это делают «через коленку», они делают ее не за 58 дней, а за 2 часа. Раскрашивают кое-как, потом выносят и демпингуют, продают ее гораздо дешевле. И вот человек покупает, привозит и ставит на полку, проходит, образно говоря, месяц и она лопается, потому что была не досушена или по другим причинам. И, таким образом, уважение к народным художественным промыслам теряется. Поэтому допускать контрафакт в народных художественных промыслах принципиально нельзя! Потому что он портит бренд России.

Поэтому
Задача №1 - приблизить народные художественные промыслы к целевой аудитории.
Задача №2 - избавить народные художественные промыслы от контрафакта.

Контрафакт бывает двух видов:
- то, что делают здесь в нелегальных цехах, в сараях, гаражах и т.п. - то, что нельзя проверить на качество.
- то, что везут, в основном, из Китая.
И нет на сегодняшний день законодательных способов не разрешить подобный экспорт из Китая.
В ТПП Нижегородской области есть Комитет по развитию и сохранению народных художественных промыслов. Он очень активно и хорошо работает. Возглавляет этот Комитет директор «Хохломской росписи» Елена Валентиновна Краюшкина. Вот она этим серьезно занимается. И она говорит о том, что таможенники на границе несколько раз пытались остановить. А у таможни нет законодательных прав не пустить этот товар в пределы России. Эти дела уходили по линии МВД, и на этом все затихало и все это продавалось здесь.
Таким образом, надо делать некий закон. И сейчас уже есть такие предложения, который позволил бы поставить запрет на ввоз подобной продукции из-за границы.
И мы вносим предложения, чтобы этот вопрос был заслушан на одном из заседаний Общественной палаты Российской Федерации. Чтобы подключить самый высокий уровень лоббирования, для того, чтобы заставить законодателей серьезно об этом задуматься, для нас это очень важно.
Это то, что касается второго вопроса – контрафакта.

То, что касается первого вопроса. Мы наблюдаем насколько безобразно ситуация обстоит, в первую очередь, в центрах – Москва, Санкт-Петербург. На Красной площади, на Манежной площади под видом народных художественных промыслов продают такое, на что невозможно смотреть – сплошной контрафакт.
Что продают в аэропортах – Шереметьево, Пулково - это вообще не поддается описанию. И никому до этого нет дела. Это вопрос № два. Но у нас в этом деле уже есть успехи. Потому что в Историческом Музее в Москве собирались закрыть Салон народных художественных промыслов, где продавалось огромное количество со всей России изделий народных художественных промыслов. К нам приезжал Вице-президент ТПП РФ Курочкин Дмитрий Николаевич и мы собирали Комитет и этот вопрос, в числе прочих, был ему задан. Он с этим вопросом ходил к министру культуры, и они смогли договориться, отстояли этот салон, он остался, он работает.

Мы будем бороться за то, что народные художественные промыслы получали серьезную поддержку от государства. Потому что увеличить производительность труда практически невозможно. Там 80% ручного труда и нельзя к ним подходить с общей меркой. Вот почему их надо поддерживать.

- Что стало поводом к Совещанию?

С.В. Предприятия постоянно эту тему муссируют, мы им помогаем и в конце концов, я не знаю каким, это вылилось в создание сектора НХП в Министерстве и они решили познакомится с ситуацией. На Совещание приехали представители Вологодской, Кировской, Ивановской, Московской областей. То есть все те места, где сохранились какие-то народные художественные промыслы. И все в один голос рассказывали о том, насколько тяжело живут народные художественные промыслы. И сейчас, как я понимаю, идет накопление информации. Надеемся, что то, что они услышали, поможет им предпринять определенные шаги. Например, рассматривался вопрос освобождения народных художественных промыслов от каких-то налогов. Это выливается для страны в тысячные доли процента потери налогов. То есть страна этого не почувствует, но зато даст возможность дышать уникальной отрасли. Без всякого ущерба для страны.
Издержки большие. Зарплаты на предприятиях НХП ниже, чем у других. Поэтому уходят специалисты. Уходят художники. В Городце плачевная ситуация. «Городецкая роспись» практически перестала существовать. Надо возрождать. Думаем, как это сделать. Пока нет практических решений.
Вот круг проблем, он очень серьезный.

- Какие-то конкретные решения были прияты? «Стратегия 2020»?

С.В. Стратегия – это план желательных действий. Желательных. Но при этом это не есть план, который обязательно надо выполнить. Все ведь понимают, все стратегии пишутся для идеальных условий существования. Если условия меняются резко, то и стратегия должна поменяться.
Когда мы говорим о бюджете на год – это Закон. Когда мы говорим о стратегии - это намерения. Вот в чем разница.
Давайте на нее опираться, продвигаться для решения этих проблем. Во всяком случае, мы постараемся сделать для этого все, что можно.

- В связи с состоявшимся Совещанием, какие-то дальнейшие шаги планируются в ТПП?

С.В. Пока, в данный момент, нет. Для того, чтобы дело двигалось, мы и вышли с предложением на Общественную палату России, чтобы слушать это дело на самом высоком уровне. Выше уже не бывает для нас. Это уровень Государственной Думы, только общественной. И рекомендации общественной палаты очень много значат.

- Ваши личные впечатления?

С.В. Мы были очень удивлены в хорошем смысле слова, что появилась структура в РФ, которая этим занимается. То есть - есть куда обратиться на уровне Правительства России. Это очень важно.

Благодарю за интервью.


Интервьюер Мария Никифорова



Интервью участников Совещания


ТЕКСТ
"Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года".