"РГ": Отсюда родом Жар-птица. Палех.

7.02.13.

Отсюда родом Жар-птица
Газета "СОЮЗ" объявляет о начале акции "Возродим народные промыслы". Первый репортаж - из Палеха

Добраться сегодня до Палеха, расположенного всего в 320 км от Москвы, по времени - что долететь от российской столицы до Пекина: дорога на перекладных займет у вас часов 9-10.
...
В Палехе ничего необычного, ничего броского, но во всем - необъяснимое таинство.

Таинственно и появление художников в здешних местах. Будто бы бежали в XV веке художники из-под Суздаля и облюбовали эти тихие, отдаленные от центра места. Постепенно по берегам маленькой живописной Палешки выросло село и иконописные мастерские, которые были хорошо известны царскому дому. Здесь писали иконы красивые, с многочисленными деталями - "мелочью". Работы эти можно встретить в соборах Московского Кремля и в Троице-Сергиевой лавре. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882 году расписывала Грановитую палату.
...
После революции палешанам уже ничего не оставалось, как искать иное применение своим талантам и ремеслу. Объединились в артель. Расписывали ложки, матрешки, коробки, посуду... Все это грозило делу вымиранием, но вскоре счастливо был найден новый материал из папье-маше и выработан новый стиль, новые орнаменты.

Первая ласточка

В 1923 году на художественно-промышленной выставке палехской артелью было представлено несколько деревянных вещичек с росписями в стиле иконописи - шкатулки и тарелки на темы русских песен. Это была первая ласточка новой палехской весны.

Художник Вадим Зотов на вопрос, что такое палехский стиль, отвечает: все зависит от музыки, которая звучит в рисунке. Палех не скатился к натурализму, а стал говорить стихами. Палешане первыми написали жар-птицу и проиллюстрировали пушкиниану.

Настоящий ренессанс наступил, когда произведения палехских мастеров пошли на экспорт и стали приносить валюту государству. Работы палешан получали награды Парижской выставки. С 1928 года стали готовить мастерам смену. Ученик поступал под начало опытного мастера, как правило, доличника. Тот расписывал все, кроме лица, над которым трудился личник. Единственным орудием рисовальщика была кисть. От количества краски, взятой на кисть, от нажима кисти на поверхность зависел характер наносимой линии - его сила или слабость.

В 1935 году создается музей Палеха - бесценная коллекция икон, лаковой миниатюры, графики, живописи.

Но сегодня главный вопрос - останется Палех в формате музея, или же возникнет новый проект, подобный лаковой миниатюре.
...
Уходят старые мастера, их осталось всего пятеро. Молодежь же сбегается в бригады и уезжает на росписи храмов. Сейчас востребована иконопись, но на примитивном

уровне. Авторская шкатулка стоит до миллиона рублей и уходит к коллекционерам. Государственных закупок, как это было при советской власти, нет. Палех, по сути, надо поднимать с нуля.
...
- Технология изготовления шкатулок из папье-маше - процесс длительный и трудоемкий, - рассказывает председатель "Объединения художников Палеха", потомственный художник Виктор Парамонов, под чьим руководством творят сегодня 120 художников лаковой миниатюры. - Все вручную. Из пластин изготавливается "белье". Затем изделие промасливают, грунтуют, шпатлюют, покрывают снаружи черным лаком, внутри красной эмалью. Сушат и передают для росписи. В отличие от родственных промыслов в Холуе и Мстере в Палехе не пишут копий. Одобренное худсоветом изделие отдается на доработку. Окончательная полировка совершается ладонью руки, что делает работу поистине уникальной. Миниатюра не терпит увеличения, поэтому художники пишут через лупу. Хотя некоторые из них - вслепую, "подковывая блоху", как лесковский Левша. Но нет госзаказов, льготы эфемерные, проблема с реализацией продукции. Левый оборот Палеха составляет 80-90 процентов. Закон против пиратства не работает, купцы закупают у художников вещи, которые не проходят экспертный совет. Что делают с теми, кто подделывает денежные купюры? Сажают. А за подделку Палеха не сажают, - возмущается Виктор Парамонов.

Кадры уходят

- В настоящее время каждый десятый житель Палеха - выпускник Палехского художественного училища имени А.М. Горького. Таких училищ только два в России. Училище выпускает 16 человек ежегодно. Но учить стали меньше. Убавили стипендиальный фонд. В позапрошлом году в училище был недобор. А вот в прошлом - конкурс. Для пополнения училища кадрами надо ездить по области, агитировать. Меньше поступает детей из династий. А из городов совсем не приживаются. Другой менталитет. Главное для нас, я считаю, - сохранить искусство, не сойти до сувениров. Поднять уровень специалистов, а уж они поднимут Палех, - считает директор училища Михаил Белоусов.

После училища можно хорошо зарабатывать, но без трудовой книжки.
...
Рядом с училищем задумывают строительство коммерческого культурно-развлекательного комплекса с ресторанами, кафе, сувенирной лавкой "Палех - родина жар-птицы". Здесь будет культивироваться примитивный лубок. В салоне-магазине стали продавать новогодние шары, расписанные палешанами, шкатулки с изображением "Мерседесов"...

В тихую ясную погоду Палех напоминает расписную дивную шкатулку. Последние мастера сидят по домам и через лупу расписывают крышки лаковых коробочек. Старый Палех продолжает трудиться не на потребу, но уходят сокровища за границу. Самые большие коллекции - в США и Голландии. Искусству срочно нужна господдержка. Уйдет старшее поколение. Останется родина жар-птицы на дешевых магнитах, а сама птица улетит в некоторое царство, не в наше государство.

Народная культура - это оберег, что позволяет человеку остаться самим собой, а народу - народом. Смогли деды и прадеды спасти после революции Палех. Должны смочь и их внуки. Как думаете?...