НГХМ: Роспись донца «Взятие Карса». Гаврила Лаврентьевич Поляков.

НГХМ: Роспись донца «Взятие Карса». Гаврила Лаврентьевич Поляков.
Автор: Гаврила Лаврентьевич Поляков. Роспись донца «Взятие Карса». 1881 год.

Временем возникновения городецкой росписи принято считать вторую половину XIX века. Одним из первых ее проявлений является роспись прялочных донец. Источниками городецкой росписи являются: икона, лубок, инкрустация и резьба по дереву.
Исследователь народных промыслов Нижегородской области, Т.И.Емельянова считает:
«Своеобразная народная жанровая «картина» на прялочных донцах с её характерными «городскими» сюжетами обязана своим происхождением не только богатым художественным традициям этого края. В известной степени она продукт своего времени, результат городского влияния на быт и искусство деревни. Это влияние особенно ощущалось в промышленных районах Поволжья, и в частности, в Балахнинском уезде, где крестьяне оказались больше связанными с ремёслами, судостроением, торговлей, чем с землёй».

Народное творчество всегда отличалось своевременным откликом на происходящие события. Поэтому, не случайно в росписи донец 1880-х годов появляются батальные сцены и сюжеты, связанные с призывом крестьян в солдаты. Такова роспись донца Гаврилы Лаврентьевича Полякова «Взятие Карса» (Пн/тв-7), созданного в 1881 году. Двух- и трехчастное деление донец по вертикали существовало еще во времена распространения инкрустированных донец. Обусловлено это было двойным назначение предмета: утилитарным и декоративным. После работы гребень прялки вынимался, и донце вешалось за отверстие в копыле на стену, превращаясь в картину.

Трехчастное композиционное построение донца «Взятие Карса» позволяет мастеру показать, как историческое событие повлияло на жизнь конкретного человека.
В верхней части изображены «Проводы» – грустные родственники новобранца в застывших позах, словно позирующие перед объективом фотокамеры, и надпись:
«Заиграй, моя игрушка, на все на три тона,
Отведи меня, игрушка, от такого горя.
Повезут меня в солдаты, братье остались дома,
Не за кражу, за гульбу, везут за очередь свою,
Видна, я, бедной мальчишка, не услужил свому отцу».
Ниже, под орнаментальной полосой, творчески переработанная городецким мастером лубочная картинка «Сдача города и крепости Карса».


Фото и описание представлены НГХМ (С.н.с. НГХМ Васильева Е.А.) в рамках проекта «Музейная коллекция - нижегородские народные художественные промыслы в НГХМ» mr-nghm-l.png